Чумаченко Михаил Николаевич

  • Михаил Николаевич родился 15 апреля 1960 года в забайкальском поселке Кличка
  • В 1983 году окончил Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского
  • В 1989 году окончил режиссерский факультет ГИТИС (курс М.О. Кнебель)
  • В 1988-1992 – режиссер Центрального театра Советской Армии
  • 1993-1995 – Декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства
  • 2002 – Вице-президент Российского отделения Ассоциации любительских театров и театров-студий при ЮНЕСКО
  • 2006-2008 – художественный руководитель Русского театра Эстонии
  • 2014-2021 – художественный руководитель театра «Колесо» им. Дроздова.
  • Профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС)

Михаил Николаевич Чумаченко – режиссёр, широко известный своими постановками не только в ряде российских театрах, но и мастер-классами, и семинарами в других странах, а также – педагог, отдающий немало сил не только студентам ГИТИСа, будучи профессором кафедры режиссуры, но и Вице-президентом Российского отделения Ассоциации любительских театров и театров-студий при ЮНЕСКО.

Михаил Чумаченко окончил ГИТИС на курсе Марии Осиповны Кнебель, на котором преподавали, в частности, Леонид Хейфец и Наталья Зверева – педагоги, высоко ценившие дарование своего ученика. Леонид Ефимович Хейфец до последних дней жизни тесно общался с Чумаченко, одобряя и поддерживая стремление своего ученика всемерно поддерживать традиции русского психологического театра.
Первый спектакль Михаила Чумаченко, поставленный на малой сцене Центрального академического Театра Советской Армии в год окончания ГИТИСа – «Аномалы» был удостоен премии Всероссийского театрального общества в номинации «Лучший московский дебют» и помнится многими до сих пор. За ним последовал на той же сцене тургеневский «Холостяк» с блистательным Николаем Пастуховым в главной роли. В начале 90-х годов Михаил Чумаченко был одним из режиссёров общественно-политической программы центрального телевидения «Взгляд».

В разные годы наступившего нового столетия Чумаченко входил в режиссерскую коллегию, возглавлявшую Одесский русский театр; на протяжении нескольких лет был художественным руководителем Русского драматического театра в Таллинне (Эстония), и его спектакли в странах ближнего зарубежья пользовались заслуженным успехом у публики и критики. На протяжении ряда лет Михаил Чумаченко был художественным руководителем Театра «Колесо» имени Глеба Дроздова в Тольятти, его спектакли с неизменным успехом входили в программу различных Всероссийских и Международных фестивалей.

Автор более 80 режиссёрских работ. Среди них: «Стройбат» С. Каледина (1991), «Опасные связи» Ш. де Лакло (Челябинск, 1999), «Яма» А. И. Куприна (Сургут, 2000), «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони (Сургут, 2001), «Демон и ангел» И. Б. Зингера (Эстония, 2002), «Фанфан-Тюльпан» Рашфора (Эстония, 2002), «Чехов. Женщины» по мотивам рассказов А.П. Чехова (Тольятти, 2017), «Доходное место» А.Н. Островского (Тольятти, 2017), «Опасные связи» (1993 г.), «Белая гвардия» (2004 г.), «Ужин дураков» (2005 г.), «Дело Карамазовых» (2006 г.). Последние из названных поставлены в театре Ростова-на-Дону. Уже по одному этому далеко не полному перечислению можно оценить пристрастие режиссёра к русской и мировой классике, которая прочитывается им не поверхностно, а с глубоким соотношением с проблемами современности.