СМИ о нас

"Альтернативная газета" про премьеру "Отцы и дети"

«ОТЦЫ И ДЕТИ» – РАЗДЕЛЁННЫЕ МИРЫ, ПЕРЕПЛЕТЁННЫЕ СУДЬБЫ

В репертуаре Московского областного театра драмы и комедии (Ногинский театр) появилась новая постановка бессмертного произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», режиссёр Иван Чумаченко. Спектакль предлагает зрителю свежий взгляд на классический роман, сохраняя при этом верность литературному первоисточнику и духу эпохи.

Безусловным центром притяжения спектакля стала работа исполнителя роли Евгения Базарова. Актеру Андрею Грызлову удалось найти удивительно точное попадание в образ нигилиста – сочетание внутренней силы, интеллектуального превосходства и скрытой уязвимости. В его Базарове органично уживаются научная дерзость и человеческая хрупкость, что помогает увидеть персонажа по-настоящему живым человеком, а не просто рупором идей. Особенно проникновенно звучит финальный монолог героя, заставляющий зрительный зал замереть в тишине.

Что касается образа Анны Сергеевны Одинцовой (актриса Евгения Баринова), здесь режиссерское решение вызывает вопросы. Несмотря на профессионализм актрисы и её очевидное старание, судя по отзывам зрителей после спектакля, выбор исполнительницы на эту роль не всем показался вполне убедительным. Тургеневская Одинцова – это особый типаж аристократки, сочетающей в себе холодное величие, утончённую красоту и интеллектуальную глубину. В то время как актриса технически корректно воспроизводит поведение и манеры своей героини, ей словно недостает того внутреннего аристократизма и стати, которые должны быть присущи этому персонажу от природы. Возникает ощущение, что исполнительнице ближе более романтичные, эмоционально открытые образы, нежели холодная и властная Одинцова. Этот диссонанс между актёрским амплуа и характером героини создает некоторое напряжение в восприятии спектакля.

Настоящей удачей постановки стал дуэт Аркадия и Катерины (артисты Евгений Кива и Татьяна Лукина). В сценах их общения чувствуется та самая тургеневская лиричность и лёгкость, которая наполняет роман особой поэтичностью. Чистота и искренность их отношений, переданная актерами с подкупающей естественностью, создаёт необходимый контраст драматической линии Базарова и Одинцовой. Но вскоре режиссер переключает внимание читателя на острый конфликт — дуэль Павла Петровича (Игорь Бондаренко) и Базарова. Эта сцена, блистательно воплощенная актерами на сцене, демонстрирует иную грань человеческих отношений — жёсткое столкновение мировоззрений, когда принципы становятся важнее самой жизни. Если в линии Аркадия и Катерины торжествует примирение «отцов» и «детей», радостное приятие привычного мира, то дуэль подчеркивает фатальную невозможность сближения для героев, неспособных отступить от своих убеждений.

Отдельного внимания заслуживают исполнители ролей старших Базаровых (заслуженные артисты Московской области Татьяна Ковтун и Владимир Драковский). Актёрам удалось передать трогательную простоту жизни этих людей, их безграничную любовь к сыну и неподдельное гостеприимство. Дом Базаровых в их присутствии становится островком искренности и тепла, где самые простые радости – вкусный обед, задушевный разговор, возможность услужить ближнему – обретают подлинную ценность. И особенно пронзительна финальная сцена, когда родители оплакивают смерть сына. В их горе нет надрыва или театральности – только глубокая, всепоглощающая скорбь, которая буквально разливается по сцене и достигает каждого зрителя. Эта трагедия, разворачивающаяся в простом и гостеприимном доме, который ещё недавно был наполнен жизнью и надеждой, становится своего рода кульминацией всего спектакля, напоминая о хрупкости человеческого счастья.

В новой постановке «Мособлдрамы» удалось создать убедительное погружение в атмосферу России XIX века. Костюмы персонажей представляют собой прекрасную стилизацию, которая, соответствуя эпохе, одновременно обладает собственной эстетикой. Это не буквальное историческое воспроизведение одежды того времени, а творческое переосмысление, сохраняющее дух эпохи и при этом работающее на общую концепцию спектакля. Решение разделить сцену на две контрастные части само по себе стало убедительным драматическим приемом. Светлая половина, где расположено поместье Кирсановых, излучает покой и благородство дворянского быта, насыщена теплыми тонами и изящными деталями интерьера. Тёмная же часть, отведенная под дом родителей Базарова, создает ощущение совершенно иной вселенной, откуда словно явился главный герой-нигилист. Это параллельное пространство визуально подчёркивает инаковость Базарова и органично усиливает центральный конфликт произведения – столкновение несовместимых жизненных философий, словно пришедших из разных миров.

Особую атмосферу создаёт музыкальное оформление спектакля – артисты сами исполняют музыкальные произведения. Игра на фортепиано наполняет пространство дворянской усадьбы, а романтические песни под гитару придают камерным сценам особую эмоциональную глубину. Такой подход к музыкальному сопровождению не только демонстрирует разносторонние таланты труппы, но и создает более глубокое погружение в атмосферу тургеневской России, когда музицирование было неотъемлемой частью дворянского быта. Впечатляют и сцены, порой гротескные, в которых проявляется социальный и бытовой контекст эпохи – разговоры слуг, обеды у Кирсановых, визиты соседей.

Спектакль «Отцы и дети» предлагает зрителю не только встречу с любимыми литературными героями, но и возможность поразмышлять о вечных вопросах – смене поколений, поиске своего места в мире, преодолении идеологических барьеров ради человеческих отношений. Удачное сочетание верности классическому тексту и оригинальных режиссёрских решений делает постановку интересной как для знатоков творчества Тургенева, так и для тех, кто только открывает для себя мир русской классики. Режиссёр бережно сохраняет дух великой русской литературы, не пытаясь осовременить классический текст искусственными приёмами. При этом спектакль не выглядит музейным экспонатом – в нем пульсирует живая мысль, актуальная и сегодня. Вечная проблема отцов и детей, конфликт поколений и мировоззрений раскрывается в столкновении характеров и судеб, а не отвлечённых идей.

О востребованности классики в наши дни говорит и то, что премьерный спектакль прошёл при полном зрительном зале. Раскуплены практически все билеты на 28 марта. Есть ещё возможность попасть на спектакли 11 и 27 апреля. Но советуем нашим читателям поспешить: билеты раскупаются очень быстро.

Ольга Гончаренко

Ссылка на статью: https://vk.com/wall-160857370_27401