Борис Жутовский
1 декабря 1962 года произошло одно из резонансных событий хрущевской оттепели — посещение первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым выставки, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников (МОСХ). Выставка задумывалась как широкий показ достижений советского изобразительного искусства. На выставке были представлены работы Элия Белютина, Юло-Ильмана Соостра, Люциана Грибкова, Леонида Рабичева, Эрнста Неизвестного. Но Никита Сергеевич не был готов к восприятию абстрактного искусства и крайне резко раскритиковал творчество художников. Также одним из участников той выставки был Борис Жутовский. В тот день и в отношении творчества Бориса Иосифовича сыпались различные оскорбления.
<фрагмент сценограммы речи Хрущёва>
Кто автор этой мазни? Объясните. Мы же люди, вы хотите, чтобы мы вас поддержали. Ну что это?!
Если бы они в другой хоть форме были, так горшки можно было накрыть, а эти и для горшков не годятся. Что это? (одна из картин Жутовского). Давайте его сюда!
Вот какой красивый; если бы она на вас была похожа, я бы сказал — художник стоящий. Это же юродство. Зачем вы это пишете, для чего вы это делаете?!
ЖУТОВСКИЙ. Этот портрет моего брата.
— Штаны с вас спустить надо. Какой это брат? И вам не стыдно? Это юродство, а он говорит — это брат. Вы нормальный физически человек?

После участия в знаменитой выставке «30 лет МОСХ» для Жутовского была закрыта всякая возможность участия в выставках в СССР. Поэтому с 1964—1965 годов начинается широкий показ работ в галереях и музеях по всему миру (от Гданьска до Лос-Анджелеса), а с 1979 года возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве, на которых были и картины Жутовского.
Да и с Хрущёвым взаимоотношения художника изменились. После отставки первого секретаря Борис Иосифович общался с ним на его даче, тот извинился, сказав: «Ты на меня не сердись, зла не держи», он даже был приглашён на последний день рождения Никиты Сергеевича.

В отличие от других художников Жутовский не стал спекулировать на этом событии и не выстраивал имидж жертвы режима. Он избрал для себя иной путь в профессии и жизни.

«…Наше время - время политики. Едва ли земля помнит подобное. Она, политика, правит миром, заставляет и разрешает. Извечных три ипостаси - «за», «против», и «пожалуйста».
Заниматься искусством «за» было тяжело. За другое в нашей стране не платили. Мне повезло - для денег я делал книги.
…«Против» - не хотел. Скучно. Это то же самое, что «за», только с другим знаком. И там и здесь предполагалось уничтожение противников за другое убеждение. Свобода же - это существование всехи всего. Будьте терпимы. Но борьба с инакомыслием, как нам всем теперь совершенно ясно - основное занятие прожитых лет, приведшее к ослепительной нищете и плоти, и духа.
Всякому «за» предшествует «против» - это правда. Но не для нас. У нас просто убивают на этой дороге. Потому что для терпимости нужна культура.
Поэтому главной жизнью я жил в «пожалуйста». Работал, складывал и терпел. И медленно убеждался, что самая надежная ценность есть человеческая жизнь, нас окружающая. Люди и деревья. Камни и страдания. И проживаемое, как правило «наперекор», время очень хотелось остановить и оставить».

Автобиография
Я, Борис Иосифович Жутовский родился в Москве 14 декабря 1932 года в роддоме на Миуссах.
Из-за войны сменил одиннадцать школ, но все же получил среднее образование, а потом и высшее - Московский полиграфический институт, мастерская Глеба Горощенко и Андрея Гончарова.
Вольная жизнь книжного художника неожиданно приучила к дисциплине - работа в издательствах Москвы и страны требовала точности.
Начавшееся в 1953 году постепенное освобождение от идеологического удушья выталкивало к поискам иного и нового.
В 1962 году это привело к столкновению с мировоззрением остатков прошлой власти, но не охладило пыла. До сегодняшнего дня я продолжаю свои игры - в лаки, рельефы, грунты, и любые всякие новости.
Эта одержимость принесла мне приятные награды и признание - в Польше, Германии, Финляндии, Испании, Италии, Канаде, Японии.
С начала семидесятых годов прошлого века я рисую серию портретов своих современников. Сейчас их, портретов, более трехсот. Идею подарил мне поэт Борис Слуцкий, а другой замечательный человек Фазиль Искандер подарил серии название: «Последние люди империи».
Все эти занятия и умения продолжают доставлять мне удовольствие и в мои 90 лет, особенно в теплое время.
Боба